forkredit.com | swedtalk.com | | finntalk.com

Этап 2. п. Шебунино – г. Оха 
Протяженность – 1136 км

Количество дней - 23 дня
Способ передвижения – велосипед

   Из Шебунино на велосипедах,  которые доставит в поселок машина сопровождения, члены экспедиции проедут по одному из самых красивейших мест на Сахалине - западному побережью. 
   Грунтовая дорога проходит вдоль Татарского пролива. На пути  путешественников будут лежать красивейшие мысы и бухточки, озера и реки. По крутым перевалам, преодолевая опасные спуски, мы по историческим местам продвинемся к северу острова. Сейчас, наслаждаясь видами этих красот, невозможно поверить, что 70 лет назад здесь была война.
   16 августа 1945 г. началась высадка десанта на западное побережье острова, в районе Торо (Шахтерск), она была неожиданной для японцев. С катеров высадилось 140 десантников, которые с ходу овладели портом. Затем на захваченный плацдарм высадили два батальона пехоты, а также доставили артиллерию и тыловые подразделения. К концу второго дня упорных уличных боев и бомбардировки морские десантники овладели городами Торо (Шахтерск) и Эсутору (Углегорск). Во взаимодействии с высаженной с моря отдельной пулеметной ротой к утру 17 августа советские войска захватили порт Эсутору (Углегорск) и отрезали пути отступления войскам противника на юг, а также перекрыли маршруты подхода его резервов. Общее руководство силами осуществлял командующий флотилией вице-адмирал В.А. Андреев.
   Отсюда войска продолжали наступление вглубь острова и вдоль западного побережья Сахалина. Вечером 18 августа в Советской Гавани на транспортные суда были погружены 24 орудия, 26 минометов, 36 станковых пулеметов, 45 автомашин, 79 повозок, 194 лошади, 145 тонн боезапаса, 38 тонн продовольствия и фуража. Утром 19 августа корабли с десантом направились в Маоку (Холмск). Мешали сложные погодные условия, корабли подошли с опозданием, и утром 20 августа началась высадка десанта в условиях сплошного тумана. Появление советских кораблей было настолько внезапным, что вначале японцы сочли их за свои и даже… помогли принять швартовы. Уличные бои в Маоко (Холмске) продолжались два дня. Пылали целые кварталы.  Потеряв свыше 300 человек убитыми и до 600 человек пленными, японцы отступали на юг. Советские войска потеряли в боях за Маоко 77 человек убитыми и ранеными. Морская пехота двинулась вдоль побережья на юг и без боя овладела городом Хондо (Невельск). К исходу 20 августа 113-я бригада сходу овладела несколькими железнодорожными станциями. Кровопролитный бой разгорелся на Камышовом перевале, где у японцев был пристрелен каждый метр местности. Поэтому на подступах к высотам и железнодорожным тоннелям, советским воинам приходилось вести бой за каждую сопку, каждый участок земли.
   В районе Чертова моста штурмовая группа, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант умело руководил орудийным расчетом. Прямой наводкой он подавил несколько вражеских огневых точек. Получив пулевое ранение в руку, а потом осколочное от японского гранатомета, продолжал командовать расчетом и пал смертью героя. Похоронен в братской могиле на станции Икэнохата (Николайчук), переименованной в его честь. 
   На подступах к Футомато (Чапланово) бои затянулись. Здесь только за один день авиация уничтожила28 вражеских дзотов. В бою прославился орудийный расчет младшего сержанта Евгения Чапланова. Ныне железнодорожная станция, где младший сержантпал смертью героя, носит его имя. Сам Чапланов похоронен в братской могиле, на холмском перевале. Также там похоронены 23 советских воина, павших 20-23 августа 1945 г.
   Посетив все эти памятные исторические места и города, возложив венки к мемориалам, посетив музеи, путешественники двинутся далее на север острова. К сожалению, по всему западному побережью на велосипедах проехать невозможно, по этой причине мы выедем на основную трассу через с. Бошняково и направимся в г. Александровск-Сахалинский. Город назван в честь императора Александра II и известен с 1862 года под названием Слободка Александровская. С 1869 года здесь находилось управление Сахалинской каторгой. В 1881 году был образован поселок Пост-Александровский - административный центр Сахалина, который был выделен из состава Приморской области в самостоятельную административно-территориальную единицу. Статус города Александровск-Сахалинский получил в 1917 году. В 1918-1920 годах он был занят войсками Колчака, в 1920-1925 годах оккупирован японскими войсками. В 1932-1947 годах Александровск-Сахалинский был центром Сахалинской области.
   После посещения бывшего административного центра острова мы отправимся в самый крайний город на севере острова – Оху.
   Хотя Северный Сахалин почти всю войну оставался глубоким тылом, люди здесь тоже трудились на победу.70 лет назад был построен нефтепровод Сахалин - материк. Еще до начала Великой Отечественной войны, в апреле 1940 года, учитывая перспективы развития добычи нефти на Сахалине, Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве первой очереди нефтепровода Оха - Комсомольск-на-Амуре. Нефть настолько неотложно требовалась дальневосточным перерабатывающим заводам в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, что было разрешено финансировать строительство без утвержденных проектов и смет. Однако пока подбирали состав строителей и вели подготовительные работы, началась война. В результате актуальность строительства нефтепроводной линии Сахалин - материк только возросла. Было принято решение завершить прокладку трубопровода в кратчайшие сроки - до сентября 1942 года. На стройку были направлены рабочие силы Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря НКВД (сам объект был передан в ведение руководства ГУЛАГа). Также трубу вели и десятки специалистов трудовых коллективов Сахалина и Хабаровского края.
   Протяженность нефтепровода первой очереди составляла 373,8 километра. По проекту, на сухопутной части труба зарывалась в траншею глубиной два метра, а через пролив укладывалась со льда. На пути прохождения трубопровода устанавливались так называемые блокпосты. В поселке Лагури в Охинском районе, а также в поселке Лазарев на материке были построены мощные насосно-перекачивающие станции и резервуары для хранения нефти.
   Нефтепровод прокладывался по совершенно необжитой, дикой местности. Дорога для подвозки труб делалась одновременно со всеми другими работами. Строительство шло в условиях короткого лета, длинной зимы, дождевых и снежных циклонов, пятидесятиградусных морозов. Преобладающая часть работ выполнялась вручную: лопатой, киркой, ломиком, топором, двуручной пилой...
   Несмотря на сложные климатические условия, бездорожье, тайгу, трясины и мари, по всей трассе в 1941-1942 годах кипела работа. Многое бралось лишь за счет количества людей: около 10 тысяч человек были заняты на этой стройке. В течение всего периода возникали трудности с продовольствием, и рабочие часто оказывались на грани голода.
   Здесь все перемешалось - и трудовой героизм, и жестокость устоев лагерной жизни, и профессионализм инженеров, и упорство энтузиастов. Строительство нефтепровода было закончено в установленный срок - в октябре 1942 года его уже принимала государственная комиссия. Пропускная способность трубопровода - 1,5 миллиона тонн нефти в год.
   6 ноября 1942 года началось заполнение первой очереди нефтепроводной линии. Испытания она выдержала, и с лета 1943 года пошла постоянная перекачка нефти с охинских промыслов на материк до поселка Софийск, откуда баржами она доставлялась до Комсомольска-на-Амуре. Это было очень важно для нужд фронта и народного хозяйства Дальнего Востока. За военные годы по нефтепроводу было перекачано 1 миллион 300 тысяч тонн нефти, которое в дальнейшем стало топливом для танков, самолетов и автомобилей Красной Армии. На ряду с нефтяниками для нужд фронта работали рыбаки, шахтеры. За 1941-1945 годы труженики Охи добыли 1 млн центнеров рыбы, собрали и отправили в Фонд Обороны 6 кг золота, 30 млн рублей. Около 4 тыс. охинцев ушло на фронт,300 из них не вернулось. Ушедших на фронт мужчин на рабочих местах заменили женщины…

картинки